Без Юрия Гагарина Самарской гитарной

школы могло не быть.

 

          История Самары знает двоих музыкантов-виртуозов, опытнейших педагогов и знатоков классической гитары, создавших собственные школы. В 20-е годы Леонид Девятов впервые в России открыл здесь при музыкально-педагогическом техникуме класс гитары. Имя другого маэстро, А.И. Матяева, гораздо известнее в народе. Он появился в Куйбышеве на рубеже 70-х. Оказавшись, по его словам, на целине: девятовские традиции были уже прочно забыты.


            Мое знакомство с гитарой, произошло довольно случайно. Во время одного из концертов художественной самодеятельности, где в юные годы я выступал в качестве конферансье и чечеточника. На гитаре играл студет техникума и меня поразило: это было не уличное бренчание по струнам... Мне тогда было лет пятнадцать, на дворе стоял 1956 год, место действия - город Вольск Саратовской области.
             Правда, до «живой» встречи с гитарой я много слушал инструментальную музыку по радио, у меня уже складывались свои симпатии - латиноамериканская музыка, цыганская. Подспорьем в самообразовании стал патефон который я смастерил собственноручно. Мы жили бедно, и отчим категорически отказался его покупать. Мои друзья, любители джаза, ребята постарше, доставали пластинки в Питере, привозили записи на рентгеновских снимках. Мы называли их «туберкулезными палочками». Скоро я умудрился сделать еще один «патефон», который, царапая иглой пленку, мог записывать музыку. Однажды увлекся, окно было открыто, и на звук «иностранщины» в комнату зашел милиционер. Молча взял мое рукотворное произведение и шарахнул его об пол. «Не дай бог, еще услышу!», - пригрозил на прощание.
                Первой моей гитарой была семиструнка. В те годы шестиструнную гитару в Советском Союзе не очень-то жаловали - борьба с космополитизмом. Запрещали и саксофоны, и аккордеоны. Хотя ведь и семиструнка пришла в Россию из Европы... Вообще, я не люблю противопоставлять эти два инструмента, они практически равноценны. Конечно, не все произведения, особенно из современных, можно сыграть на семиструнной гитаре. Да и большинство сочинений пишется для шестиструнной.
Но тогда у меня была семиструнка. И я «врубился» в классику. Начиная с Глинки, потом буквально утонул в Бахе, так он меня задел.


              - И все это без педагогов-наставников, самостоятельно и на ощупь?


                  Самые первые шаги - именно так. А потом мне повезло. Меня заметил Игорь Воронов, один из основателей советского джаза, ставший крестным отцом в моей музыкальной жизни. Помнится, после войны педагоги буквально ходили по домам, агитировали родителей отдавать детей учиться музыке. К нам тоже зашли. А хозяином в доме был отчим. Кстати, отличный мужик, фронтовик. И он заявил, что это специальность не для парня. Я и в студию-то художественную ходил с оглядкой. Так вот, благодаря Воронову стал играть на гитаре весьма сносно, потянулся к теории. И за три месяца (!) экстерном закончил пятилетнюю музыкальную школу. Хотя завидовал тем кто посещал школу нормально.


           - И наверняка наступил момент, когда вы почувствовали, что переросли провинциальную «сцену»?


           - Если это и произошло, то очень естественно. К слову, в Вольске тогда обитало много классных музыкантов. Но... в 1953 году я махнул в Москву и поступил в Гнесинское училище в класс семиструнной гитары. Конкурс был 12 человек на место. Потом заинтересовался шестиструнной и очень обидел своего педагога Льва Александровича Менро, он даже предложил мне перейти в класс Иванова-Крамского. Но я решил больше его не обижать и доучился
до конца.


- Александр Иванович, 60-е годы, гитара, Москва. Неужто вас обошли заморские рок-веяния, которые до столицы доходили раньше, чем до периферии?


- Знакомство с роком у меня началось с «Битлз». Их я впервые услышал в 1966 году. Пластинку «Help» Я тогда уже сам вел гитарные курсы, у меня был ученик который работал в студии звукозаписи. Он часто зазывал меня к себе и потчевал «запретной» музыкой. Там были не только «Битлз», но «Роллинг Стоунз», «Эничалз», «Шэдоуз» и ...Высоцкий. В этой студии я услышал музыку, которая способна морально разложить человека. Конечно, это классная музыка, тут и говорить нечего. Но минут двадцать ее послушаешь - и никакие наши лозунги не принимаются.


               - Но вы-то как профессионал классической закалки оценивали рок?


            - Скажу откровенно «Битлз» с первого раза я не воспринял. Первую пластинку слушал три дня. И на третий день понял, что эго гениально. Я услышал синкопированное пение - совершенно новое явленно в вокале, массу необычных гармонических решений, новую ритмику... Потом через фарцовые круги Москвы мне приносили западные пластинки - джазовый авангард, рок и тому подобное. Кстати, приносил брат известного пианиста Лени Чижика Олег, который учился у меня по классу гитары. А вообще тот год, 1966, для меня очень памятный. Я организовал рок-группу, правда, мы так себя не называли, «Аякс». Делали переложения русских народных песен, играли собственный репертуар, используя стилистику и приемы тех же «Битлз». В Москве. пользовались успехом. Два года обслуживали дипломатические приемы в гостинице «Метрополь». В эти круги я попал благодаря жене одного дипломата, которая занималась у меня гитарой. Она н надоумила своего мужа воспользоваться нашей группой. В «Метрополе» оркестрик, конечно, был, но с музыкантами преклонного возраста, к их репертуар иностранцы воспринимали с трудом. А мы пришлись им по вкусу.


                   - Трудно представить, но по существовавшим стандартам вы в то далекое время, 30 лет назад, совместили несовместимое. Я имею в виду поп-музыку и вашу работу с классической гитарой, которая подняла вас с музыкальным высотам.


        - Я учился уже на третьем курсе училища имени Гнесиных, когда в Москве проходил Второй студенческий фестиваль музыки, песни, танца и поэзии народов Латинской Америки. Естественно, гитаристов на фестивале было хоть отбавляй только от нашей страны более ста человек. Я стал одним из трех советских лауреатов, что и засвидетельствовало в дипломе. В нем стоят «автографы» очень представительных членов жюри: председатель Драм Хачатурян, ниже стоит подпись Юрия Гагарина, ну а дальше председатели творческих союзов страны, академики и т.д. Этим дипломом я до сих пор горжусь, и он мне очень пригодился в жизни.


             - Вы имеете в виду трудоустройство после окончания училища?


        - Вот именно. Он оказался весомее диплома об образовании. В 1968 году с женой и ребенком я приехал » Куйбышев - по рекомендациям моих московских друзей-музыкантов. Как мне говорили, трудящиеся города на Волге буквально засыпали письмами отдел культуры, мол, в таком большом городе нет настоящего педагога-гитариста. После первой же встречи с зав. городским отделом культуры А.Швеевым и председателем горисполкома Росовским моя судьба (спасибо лауреатскому диплому!) была, решена. Мне сказали, что в порядке исключения я могу совмещать работу в разных местах. Я и совмещал - в нескольких местах преподавал, в нескольких - играл, да еще инспектировал клубы и рестораны. Проверял репертуар оркестров, качество исполнения, профессионализм. В результате наживал себе врагов. Хорошим музыкантам я, естественно, помогал, и таких ребят было много. Я сразу обратил внимание, что в Куйбышеве очень развиты джазовые традиции. Многие музыканты могли бы спокойно играть в любом ресторане столицы. Из гитаристов мне запомнились А. Соколов, А. Надеин и Б. Чича. Кстати, Александр Соколов, который попросил давать ему уроки классической гитары, здорово играл джаз, подражая Уэсу Монтгомери .


         - Александр Иванович, а к каким гитаристам лично у вас лежит сердце? Иванов-Крамской? Джон Маклафлин или Андреас Сеговия?


         - Наибольшее впечатление на меня произвела женщина - знаменитая аргентинская гитаристка Мария Луиза Анидо. Когда я впервые ее услышал на пластинке, понял что я - никто. Я слушал ее ночи напролет. Позже с госпожой Анидо я познакомился во время ее гастролей в СССР. Ну а с Крамским я знаком еще по работе в Москве. Давать ему оценку как гитаристу мне не очень удобно. Я согласен с мнением американского журнала «Guitar Review». В рецензии на диск Иванова-Крамского там есть такая фраза: «Это гитарист невысокого уровня, не международного класса». Интересно, что когда он приезжал с концертом в Куйбышев, я знал, - что зал будет полупустой и... забрал все билеты в кассе филармонии. Чтобы сделать ему приятное, я их распространил через своих учеников. Приезжаю к нему в гостиницу и сообщаю: на ваш концерт аншлаг. А он мне отвечает: «А на меня всегда аншлаг». Но я-то знал, что предыдущий концерт Крамского едва собрал половину зала. Пако де Люсия, Эл Ди Меола, Джон Маклафлин. Я послушал их совместную пластинку и понял, что эти большие мастера еще и хохмачи. Они решили посоревноваться. В технике. Только Пако де Люсия сыпанет пассаж, тут же Маклафлин медиатором отвечает, да еще и «довесит» своё. Особое место среди мировых Гитаристов занимает А. Сеговия. Тут нечего говорить - это большой мастер.


          - Расскажите, как вы создали ансамбль гитаристов?


             - Такой ансамбль я собрал в клубе ТТУ после разоблачения тамошнего педагога-самозванца. Дал объявления в газете. Отобрал из многих желающих 15 человек – это были инженеры, рабочие, студенты - привлек их к общей музыкальной культуре, провел курс практических занятий, и через полгода ансамбль классической гитары клуба ТТУ был готов выступать. Репертуар – мои собственные обработки испанских танцевальных мелодий, русских народных песен, романсов. Премьера состоялась в Струковском парке, а потом городское управление культуры «посадило» нас играть перед сеансами а кинотеатрах «Художественный» и имени Ленинского комсомола. С приходом мастерства в репертуаре появились Бах, Шуберт, Шостакович. Ансамбль стал Дипломатом областного фестиваля искусств, а в 1978 году первым из подобных в СССР получил звание «народный».


           - Александр Иванович, известно, что вы, опытнейший педагог, создали собственную, как говорят, «матяевскую» школу. В двух словах, что она собой представляет?


                - Это довольно жесткая, но эффективная система обучения игре на гитаре. Первый месяц - овладение нотной грамотой, потом практика, 32 урока на классической гитаре, и наконец, совмещение практических занятий с более глубоким изучением теории. В начале девяностых я составил собственную хрестоматию по игре на гитаре, которая на областном конкурсе педагогических работ заняла 1 место. И сегодняшние педагоги - все мои ученики - работают на ее основе.


             Сейчас Александр Иванович Матяев на пенсии по инвалидности. Однако по возможности, с удовольствием встречается с многочисленными учениками-музыкантами,  с коллегами по бывшей преподавательской работе, продолжает работать над своими обработками и переложениями. При его непосредственном участии были созданы телепередачи, посвященные известным, в том числе и самарским, гитаристам. Помочь добрым словом и советом он по-прежнему готов всем.

Газета "Час пик"  21 февраля 1998
Корреспондент: Владимир СНОПОВ                                                            
Фото: Александра БОРИСОВА
и из личного архива
А.Матяева
 

 

Главная  | Фотографии | Ноты произведений

Сайт управляется системой uCoz