Таррега

 

(советы А.И.Матяева на примере      

произведения Франциско Таррега - слеза)        

 

О трактовке произведения

                      Играть произведение точно, соблюдая длительность нот, не меняя темпа взятого в самом начале  - заведомо похоронить, т.е. лишить его дыхания и агогического развития (агогика – изменение темпа).

          Послушайте, как это будет звучать:  mp ~120kb

          В силу природного дыхания, изменения внутреннего состояния и настроения исполнителя, произведение не должно звучать монотонно, за ускорением должно следовать замедление, за счёт чего кажущаяся темповая неровность уравновешивается, и общий темп произведения соответствует указанию автора – темповой баланс восстанавливается. Однако не всегда следует нарушать его при исполнении  характерных пьес (похоронный марш). Музыкант должен знать, где разрешается свобода исполнения – Rubato. Этот термин характерен для музыки романтиков начала 18 века.

         Теперь сравните, ученик сыграет  один из возможных вариантов, соответствующих более точному раскрытию  авторского замысла, в нашем понимании:   Таррега ~400kb

           Исполнителю важно, своей игрой, убедить слушателя в правильности своей трактовки или возможности только этого варианта. Это удаётся лишь человеку с развитым музыкальным кругозором, его одаренностью и профессиональной подготовкой.

          Желаем успехов в вашем творческом пути, советуем чаще слушать известных музыкантов-исполнителей и сравнивать их игру, за пример брать то, что наиболее соответствует вашему темпераменту и характеру.

 В работе над произведением…

        Обращайте внимание, работе над аппликатурой - это  лицо гитариста. Само слово означает рациональный выбор пальцев рук для исполнения  тех или иных мест в конкретном произведении. Старайтесь соблюдать аппликатуру, предлагаемую известными исполнителями. Зачастую, в изданиях её указывают не в лучшем варианте. Она должна быть удобна и оправдана с художественной точки зрения, должна способствовать раскрытию музыкального образа.

         Не всегда следует применять для удобства открытые струны. Иногда следует играть на прижатых, в целях правильного голосоведения при исполнении музыкальной фразы или при соединении интервальных и аккордовых голосов. За счёт правильной аппликатуры также, решаются тембральные вопросы.

        Мы предлагаем вам вариант аппликатурного решения для произведения Ф.Тарреги:    Слеза  (jpg)

Обратите внимание на использование удвоенной ноты "ми" в первой части и ноты "си" во второй. С помощью этого введения можно брать более "густое" арпеджиато состоящее из четырёх звуков.

         Все советы и замечания желательно решать с помощью педагога, который будет учитывать техническую подготовленность и анатомические данные  ученика. Причём – он должен объяснить  достоинства и недостатки предлагаемых вариантов аппликатуры. Это делается с целью дальнейшего роста для того, чтобы в будущем ученик научился критически относиться к неудачным вариантам, умел находить творчески интересные решения этих задач. 

          Иногда в работе над произведением встречаются технические неудобства предложенной аппликатуры, следует поискать иные варианты. Наиболее удачный вариант проверяется темпом исполнения: если в трудных местах вы не испытываете затруднений при работе пальцев обеих рук в быстрых темпах, то это указывает на правильность выбора. Если при игре встречаются неожиданные "спотыкания" пальцев в тех или иных местах - это сигнал для разбора аппликатуры. Вы должны найти вариант, при котором "спотыкания" пропадут при игре в относительно быстрых темпах. Любое трудное место нужно доводить до исполнения в два, три раза скорее чем это необходимо. Такой "запас прочности" помогает вам чувствовать себя уверенно на сцене и способствует преодолению творческого волнения. Вы никогда не должны быть "в плену" у техники - всё подчинено музыке.

 

Главная | Обработки С.Орехова | Музыка А.Матяева | Ноты в сборнике

Сайт управляется системой uCoz