Классическая гитара


Классическая гитара

Слово маэстро -          

 Рассказывает А.И.Матяев.         

           гитараазовите самый известный музыкальный инструмент нашего времени. Ответом надеюсь будет - гитара. И это действительно так. Относительная дешевизна, простота транспортировки, теплота и задушевность звучания, возможность соло и аккомпанемента, богатейшая литература и история - все это способствовало ее популярности. Первое упоминание о гитаре относится к XII веку, хотя внешний вид инструмента того времени не был похож на современную классическую гитару. Лишь к началу семнадцатого столетия она приобрела знакомый нам вид и это время рождает яркие имена исполнителей от гитаристов при дворах королей   (Ф.Корбетта, Робер де Визе, Ф.Сор, М. Джульяни) до выдающихся современников: Франциско Таррега, Андрес Сеговия, Мигуэль Льобет, Мария Луиза  Анидо, Августин Барриос, Джулиан Брим, Пако де Люсия. Заслуги последнего правительство Испании отметило присвоением ему в 2004г. титула - "Принц Астурийский".

           В Испанию гитару завезли арабы (мавры), откуда она распространилась по всем странам и континентам. Россия обязана ее появлению итальянским музыкантам, приглашенным на службу к императорскому двору. Яркий след оставил о себе испанский гитарист - Фернандо Сор. Достаточно сказать, что постановкой его балета "Сандрильона" в 1824 году открывался восстановленный после пожара Большой театр. Примой в балете была его жена - Гюлень Сор. В исторической справке Сор прожил в России около двух лет, выступая в камерных вечерах императорского дворца. В память о своём пребывании в России он оставил написанный им дуэт для двух гитар "Воспоминания о России".  Все сказанное относится к шестиструнной классической гитаре. Более подробно о прошлом и настоящем гитары можно узнать из материала книг Б.Вольмана " Гитара в России", "Гитара и гитаристы", М.Вайсборда "Андрес Сеговия" и других источников. Наиболее полно жизнь любимого инструмента отражается в материалах многих зарубежных изданий, где классическая гитара занимает достойное место ("Guitar review", "Die Gitarre"). В России к ней отношение иное: официальное мнение выражается одной фразой - "инструмент подворотни". 

              До революции преподавание гитары было уделом дилетантов  (В.Русанов, А.Соловьев и др.). Наиболее известные исполнители того  времени:  А.Сихра, М.Высотский, М.Соколовский, их ученики и последователи. После революции в 1924г. впервые в России при музыкальном техникуме г. Самары был открыт класс классической гитары (преподаватель Л.В. Девятов.). Однако поддержки со стороны официоза в своей деятельности Девятов не получил, поэтому он не оставил значительного следа в культурной жизни города. Его ученики пытались продолжить его дело, но успеха не имели. Всё оставалось на любительском уровне.

             По иному складывалась гитарная жизнь столицы, там более успешно работали шестиструнник П.С.Агафошин и семиструнник М.Ф.Иванов. Однако преподавание велось на уровне кружковой работы при клубах. Это объясняется тем, что по указанию И.В.Сталина запрещалось преподавание в музыкальных учебных заведениях аккордеона, гитары и саксофона, как инструментов прозападных, буржуазных. Лишь после смерти "вождя народов", под давлением общественности были открыты классы классической гитары в столице и Ленинграде, правда без широкой огласки. Это случилось в 1960г. В Москве был открыт класс семиструнной гитары в Государственном музыкально-педагогическом училище им. Гнесиных (педагоги Л. Менро и Е. Русанов) и шестиструнной - в училище при консерватории (педагог А. Иванов-Крамской). Об этом я узнал совершенно случайно. 

            В те годы я жил в г. Вольске Саратовской области, где и "заболел" гитарой, услышав в записи игру известной аргентинской гитаристки М. Л. Анидо. Это и подтолкнуло меня к поиску возможностей получить доступ к гитарному образованию.Весной 1962г. я поехал в столицу, где  познакомился с Е. Русановым, педагогом училища имени Гнесиных. Он проявил интерес к моей судьбе, дал мне ряд практических советов и несколько уроков. Летом того же года я поступил в училище. Таким образом осуществилась моя мечта. 

            Из  сказанного мною ранее понятно, что развитие гитары не       Классическая гитара                                       было  "ровным". У нее были и взлеты и падения. Начало семидесятых    годов XX столетия следует считать её подъемом и мне приятно сознавать, что я был свидетелем и участником событий тех лет. После провинции, ритм столичной жизни полностью захватил меня, каждый день приносил новые открытия. Но были и огорчения: на гастролях в Минске трагически погиб мой первый педагог Е.Русанов и меня перевели в класс Л.А. Менро. С именем Е. Русанова у меня была надежда перейти на шестиструнную, с которой он меня познакомил.    Но этого не случилось и мне пришлось продолжить обучение на семиструнной гитаре. Однако должен сказать, что обе гитары технически равноценны. Главное преимущество  шестиструнной  гитары - богатейшее литературное наследие, истоки которого относятся к 16 веку, имена крупнейших композиторов современности: Э.Вилла-Лобос (Бразилия), М. Понсе (Мексика),  М. Кастельнуово-Тедеско (Италия), Ж. Ибер (Франция), А. Тансман (Польша), К. Педрель (Аргентина), Х. Турина, М. Торроба, Х. Родриго (Испания), Д. Дуарт (Англия) и др. Она получила широкое признание во всех странах и особенно в Испании, странах Латинской Америки и Японии. Семиструнная гитара была завезена к нам из Польши (окраины Российской империи) и "прижилась" у нас на рубеже 19 века. Исторически нет оснований называть ее русской - лишь только географически. Она существует только в России и ее присутствие не отмечено вниманием крупных отечественных композиторов. Поэтому ей трудно конкурировать с шестиструнной по части репертуара. Отсюда репертуар семиструнной в основном, - сочинения дилетантов и естественно, не всегда достаточно грамотные переложения и обработки. Это проявляется и в незнании законов гармонии и голосоведения, не говоря о форме сочинений. Если и встречаются грамотные - это скорее исключения из правил.

                Особняком является творчество уникального гитариста Сергея Дмитриевича Орехова. Это - вершина семиструнной, достойное продолжение традиций русской гитарной школы         А.О.Сихры и М.Т.Высотского. Такой человек рождается раз в сто лет. Такого мнения были о нем работники Государственного центрального музыкального музея им. М. И. Глинки. Они восторженно рассказывали мне о нем, и я разделил их восторг, когда лично познакомился с Сергеем и услышал его игру. Это событие мне не забыть. Одно - знать легенды о нем, другое - присутствовать лично на празднике музыки и гитары, который тебе подарил Сергей Орехов. Тогда в моей памяти вспомнилась оценка А. Короленко личности С.Есенина, которого он назвал "органом", созданным для поэзии. По аналогии Сергей Орехов - "орган", созданный для гитары. Но, вернусь немного назад. Первый кто произвел на меня впечатление - Мануэль Лопес Рамос (Мексика), его гастрольные выступления в столице. Тонкий "акварельный" музыкант. В памяти о нем, осталась изумительная пьеса М.Понсе "Мексиканское скерцино", которую он исполнил на "бис". Затем в этот же сезон выступление Марии Луизы Анидо и встречи с ней в гостинице "Будапешт". Память о синьорите, посвятившей свою жизнь классической гитаре - ее яркая, вдохновенная игра, практические советы во время встреч и подаренная мне обработка "Аргентинской народной мелодии". Удивительное везение, пластинка с записью М.Л. Анидо "заразила" меня гитарой, и мне посчастливилось встретится с ней на первом году жизни в столице. Позднее, я еще раз имел счастье встречаться с ней. Последний визит я совершил совместно со своим другом Борисом Хлоповским, который своей игрой на гитаре Хосе Рамиреса покорил ее. После исполнения Борисом "Чаконы" И.С. Баха и Вариаций Ф. Тарреги на тему "Арагонской хоты" синьорита, в избытке чувств, расцеловала его и заметила: "В России есть настоящие артисты гитары".

             С Борисом я близко познакомился в 1965г., что привело к созданию нашего дуэта, который стал известен в столице и за ее пределами. Этому способствовали наши выступления во время учебных каникул и гастрольных поездок в Саратовскую область. Обработки для дуэта мы делали самостоятельно, наиболее значительная работа была выполнена с композитором Ю.Б.Объедовым (уроженец г. Куйбышева). Результатом ее было издание "Напевов Латинской Америки" под нашей редакцией. Для меня дружба с Б.Хлоповским значила многое. В гитарном мире о технике, звуке, постановке рук Бориса были лестные отзывы. Если Орехов был страстным гитаристом щедрой души, то Борис - рациональный "академик", у которого все подчинено музыкальным канонам. В отличие от него Сергей, в основном, играл свои обработки русских песен и старинных романсов. 

          Сейчас в гитарном мире  "гуляют" нотные варианты обработок Сергея Орехова. Однако, в них встречаются ошибки и "приписки" не имеющие отношения к нему. Скорее это результат неудачных попыток расшифровать записи его выступлений. Надеюсь, что со мной согласятся и А. Сушков, Н. Осипов, А. Перфильев, Г. Сечкин - все кто играл с ним в дуэте. Я знаю, что его трудно было уговорить записать свои обработки - он не любил редакционную возню и предпочитал отдыхать после гастролей. О своей славе он не заботился. Чтобы убедиться в сказанном - достаточно сравнить аудиозапись его выступлений с тем, что можно встретить в публикациях интернета. Мне он часто повторял: "чужое играть не люблю, не мое…". Свое музыкальное кредо он убедительно доказал. 

        Большую роль в моей судьбе сыграл Хлоповский. Борис был действительно "королем рук" - постановка их была не только идеальной, но и эстетичной. Он помог мне своими советами правильно организовать занятия над преодолением технических трудностей, творчески подходить к подбору программы. Для меня это было очень важно, ибо на первом курсе в результате неправильных занятий я "переиграл" правую руку и был вынужден взять длительный отпуск. Занимаясь со мной Борис обращал внимание работе над звуком, постановкой рук, подбору вариантов рациональной аппликатуры, трактовке исполняемого. Хлоповскому я многим обязан, но вернемся вновь к Орехову.

          Впервые мы встретились случайно  в училище, куда Сергей зашел в поисках Бориса. В тот день мы должны были репетировать дуэтом, поэтому я предложил Орехову поехать вместе. Он согласился и мы поехали в клуб, где Борис вел кружок классической гитары. Это была весна 1966г. тогда я и услышал игру Орехова. С этого дня наши отношения продолжались до последних дней и самая дорогая память о них - авторские рукописи обработок, подаренные мне Сергеем ("Мардяндя", "Синенький скромный платочек", "Хризантемы" и др.) и разрешение на их мелкую редакционную правку. Сергей не закончил училище, так сложились обстоятельства. Но это не умоляло его роли в подъеме гитарного искусства до высокой планки. Мне не забыть ночных посиделок с долгими разговорами о гитаре и гитаристах, когда я приезжал к нему в гости из Самары. Он не выпускал гитару из рук, я упивался кружевами его пассажей, арпеджио, гармоническими оборотами. Было сплошным удовольствием принимать участие в подобной творческой кухне. Это помогало мне понимать особенности его музыкального мышления. Все это сказывалось на моем творчестве. Обработки я делал и до встречи с Сергеем (болезнь многих гитаристов), но он дал мне мощный импульс на будущее. Два больших друга были моими настоящими педагогами, остальное я добирал от концертов и встреч с зарубежными исполнителями.

            Я был членом правления ТОМГ (Творческое объединение Московских гитаристов), позднее председателем секции классической гитары методического кабинета при отделе культуры Моссовета. Организация творческих встреч, гитарных вечеров и семинаров входила в мои обязанности. Год 1966 был урожайным для меня своими событиями. Я был приглашен дирекцией Московского дома народного творчества им. Н.К. Крупской преподавателем 2-х годичных курсов повышения квалификации руководителей кружков при клубах и ДК столицы. Это было организовано впервые. И, наконец, принимая участие во 2-м международном фестивале музыки стран Латинской Америки, я получил звание "Лауреата". Кроме меня, от СССР это звание получили Н. Комолятов (ныне заслуженный артист России, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных) и Г. Сечкин (рук. Ансамбля гитаристов ДК им. Чкалова). Председателем жюри был народный артист СССР, композитор А.Хачатурян, в числе членов жюри входили летчик-космонавт Ю. Гагарин, народная артистка М. Плисецкая, М. Алигер и другие известные люди. В 1967г. я был приглашен в Государственный центральный музей музыкального искусства им. М. Глинки для ведения гитарных вечеров. Таковы мои гитарные университеты.

           Это были годы послевоенного подъема гитарного искусства в СССР. И большую роль сыграли в этом С.Орехов и Б.Хлоповский. Прошло достаточно много лет с тех пор, но мне приятно узнавать, что москвичи не забыли нас, как их не забуду и я. Два моих друга, два маэстро гитары рано покинули этот мир, пусть мои воспоминания о них будут памятником им.

 

А. Матяев

г. Самара 30

июля 2004г.

 

Главная | Обработки С.Орехова | Музыка А.Матяева | Фотографии

Начинающим гитаристам | Сборники обработок | Интервью А.Матяева газете "Числа"

 

Сайт управляется системой uCoz